…х, об исторических лицах, цитирование с точным указанием «первоисточника» (автор, год, место издания, номера страниц).

Каждый руководитель сам определяет достаточный объем «базового текста», но меньше, чем 30-40

страниц «базовый текст» быть не может, иначе он утрачивает «базовую» особенность.                      —^

"'«Базовый текст» представляет события природно-исторического, исторического или культурного значения, а также исторически значимые судьбы людей, которым посвящена тема экскурсии.

«Базовый текст» экскурсии - текст содержания экскурсии, максимально полный, со всеми уточнениями, сносками, указаниями на различные источники приведенной информации и примеры использования информации в научной литературе.

Первый этап - это изучение истории темы экскурсии, которое начинается со «Списка использованных источников», составленного с помощью по систематическому и алфавитному каталогам в библиотеке. Информацию по теме просматривают в Интернете, сверяя имена авторов и названия исследований с информацией, имеющейся в библиотеках.

Второй этап - чтение, конспектирование и анализ информации при подготовке «базового текста» экскурсии. Не рекомендуется начинать изучение с узко научных проблем. Самостоятельно начинать изучение информации по теме экскурсии необходимо с поиска соответствующей статьи в энциклопедиях любого года издания. В каждой энциклопедической статье есть библиографический список, порой на нескольких языках. Обращение к энциклопедической статье дает целостное представление о теме. Затем изучают монографии, справочные издания, альбомы и буклеты. Собранный материал должен быть достаточным, чтобы наметить план будущей экскурсии с учетом хронологических периодов и выделением выдающихся событий.

Третий этап - создание «базового текста» экскурсии. «Базовый текст» экскурсии должен быть рассчитан на произнесение в течениеп'-2 часов без учета времени на паузы, которые возникают естественно во время осмотра и показа объектов и предметов экскур^ииЛВажно выделить и проверить все исторические даты, топонимы и микротопонимы (официальные и фольклорные географические названия), полные имена участников событий, уточнить по энциклопедиям или по орфоэпическому словарю ударения в именах и в топонимах, особое внимание уделить датам жизни выдающихся людей, месту их рождения, обстоятельствам смерти и местам захоронения. Особенности «базового текста» экскурсии состоят в том, что этот текст должен стать опорой, «базой» для создания обзорной и тематических экскурсий, а отдельные фрагменты «базового текста» со временем будут дополнять содержание новых экскурсий.

Для того чтобы любое отступление от «базового текста» и любая импровизация принесли только положительное впечатление, экскурсовод должен максимальн£.хюд^эобно~зТ*ать историю вопроса, владеть историко-биографическим материалом, включая содержаниёГлегенд и слухов-*

В «базовом тексте» экскурсионные объекты выделены не только в специальные параграфы, но и должна быть соблюдена внутренняя композиционно-сюжетная структура. Если экскурсия посвящена истории города, то хронологическая структура развивается от возникновения города до настоящего времени, являясь доминирующей в составлении «базового текста». «Базовый текст» учитывает возможности акцентуации учебных, воспитательных и развивающих заданий организаторов.

90. Научные методы экскурсионной работы, их роль в работе экскурсовода-практика "i

Экскурсовод не призван обучать. Цель экскурсии - раскрыть типичные и особенные явлеУ объяснить значение и уникальность. Каждая э. является результатом предварительной работы э-да.. Различные методы позволяют придать опр. Черты э. или достигнуть определенной цели рассказа. МЕТОДЫ:

          М. наблюдения. Приобщить экскурсантов к наблюдению, чтобы увидеть необычное, (в заповедниках, лесах.)

          М. систематизации. Пример: система здравоохранении включает Академию мед. Наук, Минестерство здр., клинические больницы, обл., городские, сельские, санатории, профилактории, систему скорой помощи.

          М. анализа. Анализ- разбор. Пример: уметь дать анализ традиций церковной архитектуры.

          М. синтеза. - соединение.

          М. аналогий. Пример:Владимирская, Донская, Иверская иконы Божьей матери, кажая из которых явл.первым подлин. Изображ.Б.М.

          М. моделирования.Передача информации, образа одного объекта через другой. Помогает увидеть нагладно в трудных ситуациях, где это невозможно.

          М. Исторический

          М. ист-биографический

91. Исторический метод в экскурсионной работе и его роль в работе экскурсовода-практика?

и

Исторический метод при развитии научной базы выставочно-ярмарочной работы используется при самых различных этапах и формах выставочно-ярмарочной работы.

Если возникает необходимость создания выставочно-ярмарочной работы региона или отрасли, то желательно восстановить историческую перспективу, выяснить даты проведения выставок, ярмарок или выставок-ярмарок по данному региону или по данной отрасли в прошлом.

Желательно найти имена участников этих выставочно-ярмарочных мероприятий, раскрыть их программы участия, узнать результаты. Возможно, что эти люди были отмечены как лауреаты или как призеры выставки-ярмарки, возможно, что представленные или экспонаты завоевали дипломы какой-либо степени.

Очень важно учитывать ментальность того региона, в котором будет проходить планируемая выставка- ярмарка

Исторический метод предполагает использование не только истории, но всех выше перечисленных дисциплин. Важно к тому же изучить краеведческую литературу, историю жизни выдающихся людей, понять, насколько их судьбы оказывают влияние на психологию населения в данный момент.

Если есть возможность, то можно начать изучать периодику данной страны или региона, прочитать несколько журналов и газет, в которых освещается работа предшествующих выставок-ярмарок.

         Историко-биографический метод в экскурсионной работе и его |5оль в работе экскурсовода- практика?                      унаиле, льсин&им с с-г ^

Связан с историческим. Предполагает использование историко-биографических сведений при создании базового текста и в рассказе экскурсовода., ^вля^тся^дом^ирующим, если э. посвящена жизни знаменитостей. Использование этого метода требует от э-да точности, деликатн^тиТчувства меры. Нужно бытьтотоаым к самым неожиданным вопросам.. Работа с этим методом явл. Показателем профессионализма.

Желательно найти имена участников этих выставочно-ярмарочных мероприятий, раскрыть их программы участия, узнать результаты. Возможно, что эти люди были отмечены как лауреаты или как призеры выставки-ярмарки, возможно, что представленные или экспонаты завоевали дипломы какой-либо степени.

         Классификация в экскурсионной работе и ее роль в работе экскурсовода-практика?

К. - выявляет сходство предметов каждой группы. Это сходство подтверждает наличие общих свойств. К. помогает наблюдателю выделить из хаоса явлений природы классы явлений. В работе э-да примером могут быть каталоги в библиотеках.

При проведении экс!<урсий1Т6 городу эк-вод проводит самую общую классификацию объектов экскурсии^ храмы, к|эепости^_админ. Здания, тетры и т.д. Эта классификация организует внимание экскурсантов. Она так же служитТщя э-да критерием значимости и полноты информации, кот. Он подготовил и передал слушателям.

         Элементы общей педагогики и психологии в экскурсионной работе и их роль в работе экскурсовода-практика?

Общепедагогические цели и задачи:

          Расширение кругозора,

          развитие Интел. Способностей,

          выявления нравственных идеалов,

          формирования эстетического вкуса.

Цели зависят от тематики экскурсии: история - воспитание, архитектура и писатели - интеллект,

чувство гордости.

Специальные пед. Цели - это дополнительны евключения эпизодов в э.

         Музейная педагогика в экскурсионной работе и ее роль в работе экскурсовода-практика

Возникла примерно 120 лет назад. Завоевывает признание в совр. педагогике как новое направление. Особенность: использование муз. Экспозиций в образовательных, воспитательных, развивательных целях.

Музейные педагоги разробатывают специальные проекты , используя муз. коллекции.Формы деятельности муз. педагогики - это всевозможные экскурсии: обзорные, тематические, э-лекции, э-беседы, э-концерты. Музейная э. не должна быть более 2-3 часов. После нужно ответить на вопросы эк-тов. В Воронеже: музей им. Никитина, проводится Клуб литературных встреч. Каждую осень Кольцовско- никитинские дни литература и искусства в Воронеже.

         Понятие научных методов и научных технологий в экскурсионной работе. Примеры.

Экскурсовод не призван обучать. Цель экскурсии - раскрыть типичные и особенные явления, объяснить значение и уникальность. Каждая э. является результатом предварительной работы э-да.. Различные методы позволяют придать опр. Черты э. или достигнуть определенной цели рассказа. МЕТОДЫ:

• М. наблюдения Приобщить экскурсантов к наблюдению, чтобы увидеть необычное, (в заповедниках, лесах.)


          М. систематизации. Пример: система здравоохранении включает Академию мед. Наук, Минестерство здр., клинические больницы, обл., городские, сельские, санатории, профилактории, систему скорой помощи.

         М. анализа. Анализ- разбор. Пример: уметь дать анализ традиций церковной архитектуры.

         М. синтеза. - соединение.

          М. аналогий. Пример:Владимирская, Донская, Иверская иконы Божьей матери, кажая из которых явл.первым подлин. Изображ.Б.М.

          М. моделирования.Передача информации, образа одного объекта через другой. Помогает увидеть нагладно в трудных ситуациях, где это невозможно.

         М. Исторический

         М. ист-биографический

           Понятие «экскурсионного показа» в работе экскурсовода-практика. Задачи и этапы «экскурсионного показа»

Особенности восприятия объектов и предметов экскурсии в процессе «экскурсионного показа» зависят от целей экскурсии, от выбора тех технологий «показа» или «рассказа», которые экскурсовод сочтет наиболее адекватными целям данной экскурсии.

Лпервая и главная цель «экскурсионного показа» - адаптировать зрительную память экскурсантов, обратиться к механизмам «узнавания» чего-то им ранее известного, что обеспечит доступность понимания особенностей и уникальности объектов и предметов экскурсии.

л) Вторая цель «экскурсионного показа» - это точность объяснений в процессе комментирования при осмотре объектов и предметов экскурсии.

Л)Третья цель «экскурсионного показа» - выявить скрытые особенности, исчезающие или утраченные к данному моменту времени свойства объектов или предметов экскурсии. Например, это утраченная церковь Михаила Архангела в Музее-усадьбе Д. В. Веневитинова. При «показе» макета усадьбы Веневитиновых, реконструкцию которого выполнили художники-экспозиционеры, опиравшиеся в своей работе на сохранившиеся документы и рисунки членов семьи Веневитиновых, экскурсанты могут представить, где находилась церковь Михаила Архангела, разрушенная воинствующими атеистами в 30 гг. XX в.

К основным задачам «экскурсионного показа» относится создание положительных эмоций, интеллектуальных и эстетических, которые должна вызывать экскурсия. Это может быть «радость открытия», «радость узнавания» или «радость встречи» с ранее известными экспонатами.

При решении второй задачи «экскурсионного показа» в природном заповеднике экскурсовод стремится сосредоточить внимание экскурсантов на главных объектах и предметах, составляющих цель экскурсии.

Вторая задача «экскурсионного показа» в городе или в музейном комплексе связана со знакомством событий, которые связаны с жизнью тех замечательных людей, с именами которых связана история города, мемориального музея-усадьбы или экспозиция музея.

Особенности восприятия экскурсионных объектов и предметов в процессе «экскурсионного показа» зависят от целей и задач, которые выдвинули перед экскурсоводом организаторы экскурсии.

Важной задачей является освоение ценности объектов и предметов экскурсии, что отражено в сложности маршрута, подготовке тех уникальных впечатлений, которые были заложены при разработке маршрута организаторами экскурсии. Важный компонент экскурсии отражен в содержании музейных экспозиций. Иногда экскурсанты оказываются в неожиданных ситуациях, например, участниками телесъемки экскурсии какой-либо телекомпанией о данном экскурсионном маршруте или его основных достопримечательностях, от профессионализма экскурсоводов.

Цели и задачи «экскурсионного показа» являются важнейшей частью всей экскурсионной работы, поскольку именно проведение «экскурсионного показа» является показателем качества работы фирмы.

         Условия проведения экскурсионного показа на различных экскурсионных объектах.

Цели и задачи «экскурсионного показа» требуют от экскурсовода выполнения определенных условий и технологий проведения экскурсии.

2.  Экскурсовод должен хорошо ориентироваться на местности или среди городских улиц и площадей, чтобы выбирать для обзорной экскурсии самые эффектные или оптимальные площадки, которые позволяют увидеть объект экскурсии в целом. Например, Рамонский замок в целом очень эффектно смотрится с берега реки Воронеж, в то время как с одной из площадок замковой лестницы облик замкового строения проявляется более детально. По отношению к плану замка, передний фасад прекрасно виден со стороны замковых ворот с курантами.

3.  Экскурсовод должен правильно выбирать время года, когда экскурсионные объекты наиболее эффектны для показа. Например, в Дивногорье или в Костомарово лучше всего приезжать в пору цветения луговых трав: с 20 апреля до 10 июля, но если летом часто идут дожди, то экскурсия пройдет прекрасно до середины сентября.

4.  Каждый экскурсовод должен знать часы работы музеев и в своей работе учитывать фактор времени, чтобы привести экскурсантов на экскурсию в музей к точно указанному сроку.

5.  Во время передвижения по маршруту экскурсовод выделяет несколько «сюжетных линий», которые связаны с судьбами выдающихся людей. Экскурсовод должен показать и назвать те исторические и памятные места, которые связаны с судьбами выдающихся людей или каким-то историческими событиями.

Например, при осмотре в Воронеже Адмиралтейской Успенской церкви надо всю группу экскурсантов пригласить осмотреть основной храм перед алтарем. Экскурсантам надо показать особенности архитектурного стиля при создании купола храма над алтарем.

При этом уместно рассказать, что « в 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со свитой, с сыном Алексеем Петровичем, присутствовал на церковной службе в этом храме и получил благословление от воронежского епископа на ратный подвиг над шведской армией.

5. Заранее подготовив на маршруте «кульминационные точки», экскурсовод должен выделить их не только в «экскурсионном рассказе» о событиях, связанных с данным местом, но использовать более длительный отрезок времени для «осмотра» «исторических» или «памятных мест».

Небольшая пауза должна быть предоставлена экскурсантам, чтобы сделать фотоснимки или провести киносъемку, купить буклеты, открытки или сувениры, связанные с этим экскурсионным объектом.

В экскурсии, посвященной созданию Военно-Морского флота в Воронеже, такой «кульминационной точкой» должен стать памятник Петру Великому, воздвигнутый в Воронеже в 1860 году и восстановленный в 1956 году. Около этого памятника всегда получаются прекрасные памятные снимки.

99. Особенности «экскурсионного показа» во время автобусной экскурсии

«Экскурсионный показ» при проведении автобусной экскурсии имеет ряд преимуществ перед пешими экскурсиями.

         Маршрут экскурсии может быть достаточно длинным, например, поездка в Елец - это 280 км, в Липецк - 240, в Павловск - 360, в Острогожск - 220 км, туда и обратно в течение светового дня.

        Традиционная скорость экскурсионного автобуса 60 км в час. При этой скорости вполне возможен комментарий экскурсовода об истории местности, особенностях ландшафта и достопримечательностях края.

        При скорости автобуса 5-10 км для экскурсантов проводится местности «осмотр» из окон автобуса при комментарии экскурсовода.

Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz