История возникновения экскурсионной работы

Возникновение и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относят к последним десятилетиям XIX - началу XX вв., хотя истоки экскурсионной работы сформировались намного раньше.

Экскурсионная работа возникла как самостоятельная профессия в XVIII - XIX вв. под влиянием развития транспорта, курортной индустрии и гостиничного бизнеса, прежде всего, в Западной Европе и в России. Именно мода на путешествия в XIX в., которая для привилегированных слоев общества приобрела

массовый характер, продиктовала возникновение новой профессии - «экскурсовод» и «экскурсовод- переводчик».

В таких странах, как Италия, Греция, Египет, Палестина, Индия сформировались профессиональные группы экскурсоводов и экскурсоводов-переводчиков, которые зарабатывали на жизнь, выполняя обязанности экскурсоводов в течение всего года. В других местностях, например, в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, во Франции рядом с курортами или санаториями работа экскурсовода и экскурсовода-переводчика сложилась как сезонный заработок, но обеспечивал проживание семьи в течение всего года.

В XX в. вместе с развитием музейного дела и курортного бизнеса работа экскурсоводов приобрела достаточно высокий статус в обществе. В этот период сложилась индустрия туризма, которая приобрела общемировые масштабы. Развитие выставочной работы и активизация курортного бизнеса во многих странах мира способствуют развитию туризма, который занял ведущее место в национальной экономике многих стран

мира.

82. Понятие о профессиональном экскурсоводе. Когда и где оно сформировалось?

Экскурсовод проводит экскурсию. Экскурсант или группа экскурсантов принимают участие в экскурсии.

«Экскурсионная деятельность» включает деятельность участников экскурсии: организатора экскурсии, иногда, групповода, экскурсовода и экскурсантов.

«Акцентуация» - это выделение особенностей, каких-либо черт, которые позволяют экскурсоводу учитывать особенности группы экскурсантов.

При работе с группами экскурсантов-подростков требуется напряженная динамика: молодые люди предпочитают много двигаться, задают много вопросов. При посещении храмов важно подчеркнуть их архитектурную и конфессиональную принадлежность, рассказать об истории создания и особенностях интерьера, раскрыть историческое и национальное значение храма.

Умение выразить «акцентуацию» реализует профессиональные навыки экскурсовода, учитывающего особенности данной группы экскурсантов. «Акцентуация» учитывает национальность, возраст, религиозные убеждения экскурсантов. Важно учитывать, ведется ли рассказ экскурсовода через переводчика или экскурсовод сам проводит экскурсию на языке, которым владеют экскурсанты.

83. Какие обязанности выполняет групповод во время экскурсии?

Групповод - это тот человек, кто перевозит группы туристов через границы государств, кто помогает им разместиться в гостинице, выбирает экскурсии, организует встречи группы экскурсантов с экскурсоводами. Затем групповод становится одним из экскурсантов, но в каких-то случаях экскурсовод может к нему обратиться за разъяснением интересов экскурсантов, их пожеланий или для решения возникающих проблем.

84. Как можно определить роль организатора экскурсии?

Организатор экскурсии - это тот человек, который выбрал и обозначил время начала и время завершения экскурсии, выбрал или создал новый маршрут, организовал группу экскурсантов или индивидуального экскурсанта. Организатор экскурсии может быть, а может и не быть участником экскурсии по

s_ " разным причинам. Например, если организатор - член «группы приема» гостей города или участников

конференции, то вряд ли он лично примет участие в экскурсии. Организация экскурсии - это только одно мероприятие из целого ряда других мероприятий, которые он проводит в указанное время. Организатор экскурсии оплачивает экскурсию, включая оплату за транспортное средство, а также оплачивает работу водителя и экскурсовода.

Деятельностью экскурсоводов-практиков управляют методисты- организаторы, имеющие личный опыт работы экскурсоводов-практиков. Они планируют новые экскурсии, контролируют этапы разработки «базовых текстов» и экскурсионных маршрутов, поводят текущий контроль работы экскурсоводов-практиков.

При подготовке новой экскурсии методистами проводится процедура утверждения и апробации экскурсии.

Региональный масштаб организации в России экскурсионной деятельностью всегда исключительно индивидуален. Он опирается на традиции экскурсионно-туристической работы прошлого.

Методисты-организаторы, имея личной опыт работы в качестве экскурсоводов-практиков, нацелены на повышение качества работы и достижение уровня мастерства всех штатных сотрудников.

На каждую экскурсию или экскурсионно-туристический маршрут, которые подготовлены экскурсоводами-практиками, у организатора методиста должна быть документация, следующего содержания:

2.       Название темы, цели и задачей экскурсии

3.       Базовый текст экскурсии.

4.       Карта или схема маршрута.

5.       Перечень иллюстраций для «портфеля экскурсовода» по теме.

6.       Методическая разработка экскурсии.

7.       Протокол сдачи «экскурсионной темы» экспертной комиссии

с заключением комиссии, подписями членов комиссии и датой.

8.       Список экскурсоводов-практиков, работающих по данной теме.

85. Раскрыть профессиональные обязанности экскурсовода-практика.

В основе работы методиста-организатора заложены такие методические системы, как контроль поэтапной подготовки экскурсии, которые были выдвинуты Б. В. Емельяновым в 1976 году. Он предлагает 15 этапов «подготовки экскурсии», которые должен знать каждый экскурсовод-практик. Приводим этот перечень.

           Определение цели и задач экскурсии.

            Выбор темы.

           Отбор литературы и составление библиографии.

            Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев.

           Отбор изучение экскурсионных объектов.

            Составление маршрута экскурсии.

           Объезд или обход маршрута.

           Подготовка контрольного текста экскурсии.

           Комплектование «портфеля экскурсовода».

           Определение методических приемов проведения экскурсии.

           Определение техники ведения экскурсии.

           Составление методической разработки.

           Составление индивидуальных текстов.

           Прием (сдача) экскурсии.

           Утверждение экскурсии.

Текущий плановый контроль работы экскурсоводов-практиков осуществляется по согласованию с администрацией или в связи с производственной необходимостью любого содержания.

Могут быть формы контроля со стороны администрации, а также со стороны организаций, которые систематически обращаются к услугам данной фирмы и хотят быть уверенны в качественной работе экскурсоводов-практиков.

«Методическая разработка экскурсии» - это важнейший документ, который экскурсовод-практик готовит под руководством или по согласованию с организатором-методистом учреждения или фирмы. Фактически - это паспорт экскурсии, потому что на титульном листе зафиксированы:

          тема экскурсии,

          название экскурсионно-туристического учреждения или фирмы,

          протяженность маршрута в километрах,

          время в академических и астрономических часах,

          фамилия, имя и отчество автора или группы авторов-разработчиков,

          дата утверждения экскурсии экспертной комиссией и

          подпись руководителя фирмы.

«Методическая разработка экскурсии» состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

«Вступление» - это текстовая часть об актуальности и значении экскурсии для данного города или региона, для подготовки экскурсии к юбилейным или памятным датам.

На второй странице «вступления» - цели, задачи, объекты и предметы экскурсии, особенности маршрута, количество остановок.

«Основная часть» - это таблица, содержащая семь столбцов, а количество материала соответствует сложности экскурсии.

86. Что такое экскурсия? Чем экскурсия отличается от туристической поездки? f                  С с:-

Экскурсия - это сочетание научной информации и жанра беседы, вопросов, которые могут возникнуть у экскурсантов, а также те историко-биографические сведения, которые может включить в свой «рассказ» экскурсовод по просьбе экскурсантов или организатора экскурсии. Экскурсия - это часто единственный способ знакомства путешественника с особенностями страны, региона, культурного центра, музея или выставки.

Все без исключения экскурсии предполагают объект и предмет экскурсии, целевые установки осмотра, посещения достопримечательностей края или города. Экскурсия всегда связана с перемещением экскурсовода и экскурсантов в пространстве, по экскурсионному маршруту.

Главным на экскурсии является «экскурсионный показ» объекта или предметов экскурсии, а «экскурсионный рассказ», который представляет собой комментарий к историческому, природно- историческому или культурному значению объекта или предметов экскурсии.

Экскурсия - это процесс ознакомления или изучения какого-либо объекта «социокультурной среды» с помощью профессионально подготовленного специалиста-экскурсовода. В современном понимании, экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем проведения и местом. Слово экскурсия (excursion - от лат. - вылазка) подарили миру еще древнеримские завоеватели. У д^евнихримлян слово это обозначало военную экспедицию или разведыватдльный военный поход__^

«Экскурсия» - это заранее подготовленная прогулка или поездкаГодного человека или группы людей ради учебных, научных, развлекательных целей, имеющая точно обозначенное время и место для осуществления целей экскурсии. Особенностью понятия «экскурсии» является также фактор времени. Экскурсия - это временной отрезок, который экскурсанты вместе с экскурсоводом посвящают освоению для них новой реальности. Экскурсия предполагает пространственное перемещение, осмотр экскурсионных объектов, прослушивание рассказа экскурсовода, вопросы, диалог или беседу с экскурсоводом после осмотра объектов экскурсии

«Экскурсия» предполагает приобретения новых впечатлений и новых ощущений экскурсантами. Например, вкусовые ощущения запомнятся во время посещения кафе, ресторана или дегустационного зала. Экскурсия в отдельных случаях служит временем приобретения новых умений и навыков экскурсантами, что относится к экологическим или этнографическим экскурсиям.

(87') Что такое маршрут экскурсии?

«Экскурсионной маршрут» - это путь следования экскурсионной группы к обозначенным целям и путь возвращения экскурсантов после осмотра достопримечательностей к месту начала экскурсии. Маршрут является той особенностью, которая выделяет экскурсию в особый вид деятельности, например, от лекции или практического занятия, которые проводятся в учебных аудиториях, спортзалах, лабораториях. При подготовке «базового текста» экскурсии разрабатывается основа «экскурсионного маршрута» с уточнением экскурсионных объектов, которые предполагают синхронный комментарий, «экскурсионный рассказ» об объектах экскурсии, осмотр которых требует специальной остановки.

Экскурсионный маршрут обязательно должен соответствовать целому ряду условий. Самое главное условие обеспечение безопасности для экскурсантов, комфортные условия начала и завершения экскурсии, обеспечение максимально полного выполнения всех целей и задач, которые перед экскурсоводом и экскурсионно-туристическим агентством поставлены организаторами экскурсии. Планируется сложность маршрута, используемые транспортные средства, посещение музеев, культурных центров, мест массового отдыха и осмотр достопримечательностей.

Маршрут любой экскурсии имеет «место сбора». Если предстоит автобусная экскурсия, то обычно рядом находится автобус или автобус довозит группу экскурсантов до места пересадки на иной вид транспорта. Например, до пристани при теплоходной экскурсии или в аэропорт, если дальнейший маршрут требует авиаперелёта.

Маршрут любой экскурсии завершается обычно в том же месте, где было назначено «место сбора» в точно назначенное время, чтобы экскурсантов могли встретить их родные и близкие, особенно, если экскурсанты - школьники или студенты.

Маршрут обязательно учитывает необходимость «санитарных остановок», желательно, чтобы места санитарных остановок соответствовали всем правилам гигиены. Маршрут экскурсии, запланированный более чем на 2-3 часа, не может проходить без остановок для отдыха экскурсантов. По пути следования маршрута всегда есть те достопримечательности, которые интересны экскурсантам, а отдых от пребывания в автобусе сочетается с осмотром местности или экскурсионного объекта.

Маршрут экскурсии может соответствовать тематическому или тематико-хронологическому принципу композиции экскурсии. Маршрут экскурсии проходит по тем памятным местам, на которые поступила дополнительная заявка от организаторов экскурсии.

Могут быть заявки осмотра мест, связанных с жизнью и деятельностью: Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Бунина или Андрея Платонова. Наиболее популярными являются экскурсии, заказанные на 2-3 часа. Это обзорные экскурсии для гостей города Воронежа или для учащихся, курсантов или студентов, которых педагоги решили познакомить с историей и культурой города, в котором они учатся.

88. Что такое «портфель экскурсовода»?

«Портфель экскурсовода» - это образное название коллекции иллюстративного материала к «базовым текстам» экскурсий.

Для каждой темы формируется отдельный «портфель экскурсовода». Сбор и накопление иллюстративного материала происходит в период сбора и подготовки информации для создания базового текста экскурсии. Все материалы «портфеля экскурсовода» разделены на две части.

t) В первой части хранится весь без исключения иллюстративный материал, который экскурсоводу удалось найти во время подготовки «базового текста» данной экскурсии. Это могут быть фотографии или их ксерокопии, рисунки, или их ксерокопии, фотографии или ксерокопии картин, открытки, ксерокопии отдельных страниц из иллюстративных и справочных изданий. Первая часть «портфеля экскурсовода» является основой для подготовки «базового текста», поэтому пополнение коллекции является поводом для уточнения или расширения тематического содержания данного «базового текста» экскурсии.

гУ^ Вторая часть «портфеля экскурсовода» предназначена для иллюстраций во время экскурсии. Иллюстративный материал второй части должен иметь твердую основу из картона, однотипное оформление, например, формат А4, серый или серо-голубой фон, окантовку темного цвета из плотной бумаги или полимерного материала. Желательно, чтобы оформление иллюстративного материала было выдержано в единой стилистической тональности. Это могут быть черно-белые или цветные фотографии, черно-белые или цветные ксерокопии.

Объектом иллюстраций в «портфеле экскурсовода» в первую очередь могут быть портреты выдающихся людей, которым посвящена экскурсия. Таких портретов может быть несколько, если они отражают важные этапы или события жизни выдающегося человека.

Часто экскурсоводы включают в «портфель экскурсовода» фотографии архитектурных объектов в различные периоды. Образец авторского замысла здания, затем его деформация или частичное разрушение из-за природных катаклизмов, социальных или военных событий. С большим интересом экскурсанты рассматривают фотографии, в которых отражен процесс реставрационных работ по восстановлению здания. Завершается показ иллюстраций этого экскурсионного объекта завершается демонстрацией современного вида здания.

Подобный комплект иллюстраций обычно демонстрирует экскурсовод при проведении экскурсий в Государственный природный и историко-археологический музей-заповедник Дивногорье, в Музей-усадьбу Д. В. Веневитинова или в село Хреновое, на Конезавод, созданный графом А. Г. Орловым в XVIII веке.

В «портфеле экскурсовода» для показа экскурсантам могут быть планы местности, здания или географические карты, помогающие понять масштаб событий, о которых идет речь на экскурсии.

89. Что такое «базовый текст» экскурсии? Перечислите три этапа создания «базового текста»

экскурсии?

Основная ценность «базового текста» - это наличие в нем точных справок со ссылками об исторических события… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz